Способности и задатки

Согласно мнению множества ученых, задатки являются всего лишь предпосылкой способностей, своего рода, опорным материалом для развития последних. По сути, способности являются тем фактором, который отличает людей друг о друга. Тем не менее, в генезисе постоянно наблюдаются те различия, которые отличают силу развития той или иной способности у данного индивида. То есть, иными словами, любая способность является так или иначе развитой у того или иного представителя генетической группы.

Именно поэтому некоторые тесты часто являются необъективными, поскольку нередко они диагностируют проявления способностей, связанных с вегетативной системой, то есть такие свойства, которые, по сути, присущи любому человеку. Разумеется, уровень проявления той или иной способности у каждого разный, и, соответственно, проявляется он тоже по-разному. В связи с этим на первый план выходит качественный критерий, а не количественный.

Как правило, чем ярче проявления той или иной способности, тем больше задатков, причем наличие последних является отнюдь не дискретным показателем, а постоянным. Но в настоящее время, к сожалению, используется только качественный критерий оценки способностей и задатков. Он, безусловно, является ошибочным, поскольку большие или меньшие проявления того или иного свойства вовсе не означают каких-то особенностей нервной системы и мозговой деятельности. Именно поэтому характеристика «способный-неспособный» не имеет какого-либо научного обоснования, поскольку речь идет только о внешних проявлениях.

Что касается непосредственно задатков, то они являются, по сути, лишь своеобразными катализаторами проявления той или иной способности, однако заменить ее они не могут. Даже в том случае, если задатки как таковые будут отсутствовать, вегетативная функция организма будет присутствовать в любом случае. В целом, имеющиеся задатки могут лишь повысить эффективность работы той или иной системы, но типологические характеристики ее являются врожденными. Таким образом, способности соответствуют основным психическим функциям, а какие-либо личностные качества не оказывают решающего влияния на их проявление и развитие.

 

joomla